Обычай выпускать весною птиц на волю


В своем письме из Кишинева Н. И. Гнедичу 13 мая 1822 г. А. С. Пушкин писал: «Знаете ли вы трогательный обычай русского мужика в Светлое Воскресение выпускать на волю птичку? вот вам стихи на это». К письму приложено было известное стихотворение:


В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины;
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
Я стал доступен утешенью:
За что на Бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!


Благовещение. Зайцев Николай Егорович

Обычай, о котором в стихах говорит Пушкин, сохранился у русского народа до XX столетия и был связан с весенними праздниками. В одних местах России птиц выпускали на Пасху, в других местах — на праздник Благовещенья 7 апреля (25 марта по-старому стилю). Владимир Иванович Даль пишет: «Благовещенье — птиц на волю отпущенье». (В. И. Даль 1862 г., стр. 977).


Андрей Задорин

А. И. Терещенко в 1848 г.:

«В Петербурге сохранился умилительный обычай, который, как говорят, существует также во многих местах России. В Страстную неделю и в неделю Светлого Воскресения разносят птичек в клетках, как-то: жаворонков, синиц, подорожников и продают их, с условием на выпуск.

Благотворительная и вместе трогательная мысль — и тех, которые ловят для продажи на выпуск, и тех, которые покупают, чтобы освободить из неволи.

Должно думать, что обычай освобождения птичек введен нашими тюремными затворницами, когда они, услаждая свое заключение пением звонко-голосистых пленниц в течение зимы, выпускали их на волю в светлый праздник, когда выпускали из тюрьмы виновных и должников.

 Я знаю много примеров, что русские девушки собирают складчину на тот самый предмет, чтобы откупить несколько клеток и выпустить птичек на волю. Какая должна быть радость для освободительниц!»[Терещенко 1848, ч. 6, с. 97-98].



Корзухин А.И. 1887
У деревенской детворы есть целый ряд особых песенок-веснянок, приуроченных к благовещенскому выпусканию птичек на волю.


«Уж ты, ластовка, ты косатая,
Ай лели-лели, ты косатая!
Ты возьми ключи, лети на небо.
Ай лели-лели, лети на небо!
Ты запри зиму, отомкни лето.
Ай лели…»


Архипов (Пыриков) Абрам Ефимович Птицелов 1895

Наиболее полное описание интересующего нас русского обычая дал А. А. Коринфский: «С незапамятных пор ведется на Руси добрый обычай — выпускать о Благовещеньи птиц из клеток на вольную волю. Он соблюдается повсеместно: и но селам, и в городах. Этим празднуется приход весеннего тепла <...>

В городах к этому дню нарочно ловят бедные люди птичек и приносят на рынок целыми сотнями, выпуская их за деньги, охотно даваемые купцами и всяким прохожим людом, вспоминающим, при виде чирикающих пернатых пленниц, о завещанном стариною обычае.



Сергей Соломко. Любитель птиц
Впрочем, птицеловы и сами напоминают всем об этом своими возгласами вроде: „Дайте выкуп за птичек — пташки Богу помолятся!" У деревенской детворы есть целый ряд особых песенок-веснянок, приуроченных к благовещенскому выпусканию птичек на волю. Вот одна из них, записанная в Симбирском Поволжье:

Синички-сестрички,
Тетки-чечотки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеглята-молодцы,
Воры-ворбьи.
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!
За нас Божью Мать молите!
Синички-сестрички... и т. д.»
[Коринфский 1901, с. 195-196].


Татьяна Чувашова. Птичка

Об украинцах в районе Купянска П. В. Иванов в 1907 г. писал: в Благовещенье «выпускают из клеток певчих пташек: чижей, снегирей, щеглов, синиц, на волю, чтобы они благословляли Бога и просили у него счастья тому, кто выпустил их из неволи» [Иванов 1907, с. 84].

Рассматриваемый обычай известен всем восточнославянским народам, т. е. не только русским, но также украинцам и белорусам, но чаще встречается в городах, а не в деревнях.

Наиболее распространенное старое народное объяснение гласит, что выпущенные на волю птицы ходатайствуют перед Богом за того человека, кто их выпустил, и это объяснение согласуется с другим русским обычаем, который отметил также и Т. Г. Шевченко у уральских казаков: поминки самоубийц состояли в том, что кормили зернами вольных птиц [Шевченко 1861, с. 14; Зеденин 1916, с. 3-4,286].


Наташа Милашевич

Интересующий нас русский обычай известен также анатолийским туркам. Русский ученый В. А. Гордлевский в 1906 г. записал в Стамбуле от уроженца Сиваского вилайета следующее: «Когда выпадет первый снег, крылья у куропаток подмокнут, и они с трудом находят себе пищу.

Зная это, (турецкие. — Д. 3.) крестьяне охотятся тогда за ними и, схватив их живьем, продают обыкновенно в городе. Сердобольные люди, надеясь заслужить у Бога прощение своим грехам, покупают их и держат дома до весны. Когда наступает время выводить птенцов, т. е. в середине марта, горожане со своими куропатками выходят куда-нибудь за город. Взяв куропатку в руку, каждый выпускает ее, приговаривая:


A Child with a Goldfinch Samuel Woodforde

А вслед куропаткам кричат еще: не поминай нас лихом; когда будет день Страшного Суда, расскажи о нашем добром поступке Богу!» [Гордлевский 1910, с. 177-178]. Таким образом, анатолийские турки смотрят на выпускаемую птицу как на вестника, на посланца к Богу.



Girl with Doves Jean-Bapbste Greuze
По-видимому, подобных же посланцев видели в выпускаемых на волю птичках также и грузины. Во всяком случае об одной грузинской княгине, жившей в начале XIX в. в Москве, рассказывали, что она купила в Москве на рынке множество зябликов и выпускала их всех на волю с напутствием: летите в Грузию и передайте там моим соотечественникам привет от меня. Здесь, конечно, понимание древнего обычая очень модернизовано, но развилось оно на древней основе.


Augusto Volpini (Italian, 1832—1911) «Daydreaming»


Е.Гапчинская Сегодня я выпускаю всех своих птичек

Русские обычно выпускали в весенние праздники на волю лесных певчих птичек, которых профессионалы ловили и продавали в качестве певчих комнатных птиц. Целые рынки для продажи таких певчих птичек в старой Москве (в Охотном ряду) и других русских городах свидетельствуют, что обычай держать в жилье, в клетках, лесных певчих птичек был издавна широко распространен у русских. Эта именно бытовая обстановка и способствовала сохранению русского обычая.


Питер Пауль Рубенс. Ребенок с птицей

Теплые страны, куда птицы улетают на зиму, украинцы называли словом «вирий». Это древнее слово встречается уже в поучении Владимира Мономаха: «И сему ся подивуемы, како птица небесная из ирья идут».Древнерусское слово «ирья» (от слова ведического санскрита «саурьика» — «saurika» — рай, небеса) проникло к якутам и сохранилось в языке, как «рай» (Ионов 1914, стр. 349). Отсюда происходит объяснение турецкому поручению, выпускаемой куропатке: «Сторожи рай!».


Юлия Тришина. Девушка с птичкой

Зеленин Д.К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре 1934—1954. М., «Индрик», 2004, с. 237-242.


Политика конфиденциальности

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять