Екатерининский дворец (также известный как Большой Царскосельский дворец) — бывший императорский дворец, официальная летняя резиденция трёх российских монархов — Екатерины I, Елизаветы Петровны и Екатерины II, дворец расположен в 26 км на юг от Санкт-Петербурга в бывшем Царском Селе (ныне город Пушкин). Входит в список Объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Здание заложено в 1717 году по приказу российской императрицы Екатерины I, в честь которой и называется, в течение XVIII века неоднократно перестраивалось и в современном виде — шедевр барокко, созданный Бартоломео Франческо Растрелли.
Во время Великой Отечественной войны дворец был разрушен, к сегодняшнему дню восстановлено 32 из 58 залов, в том числе Янтарная комната.
В основе центральной части дворца — двухэтажные «каменные палаты», построенные в 1717—1724 годах архитектором Браунштейном для Екатерины I.
Современный дворец возвёл в 1748—1756 годах обер-архитектор императорского двора Ф. -Б. Растрелли.
Фасад дворца представлен в виде широкой лазоревой ленты с белоснежными колоннами и золочёным орнаментом, придающим зданию особый шик.
В северо-восточной части здания расположена Дворцовая Воскресенская церковь.
Рядом стоит корпус Императорского лицея, соединённый с дворцом аркой.
Прежде всего попадаем на Парадную лестницу, украшенную скульптурой «Просыпающийся амур» 1860 года.
Лестница была создана при Екатерине II Чарлзом Камероном на месте Китайского зала. В память об этом интерьер украшают вазы и блюда из китайского фарфора.
Потолок зала украшают картины «Эней и Венера», «Юпитер и Каллисто» и «Суд Париса». Они заменили полотна, погибшие под рухнувшими перекрытиями во время войны.
Также были воссозданы большие часы.
Зелёная столовая — часть личных покоев великого князя Павла Петровича и его первой супруги Натальи Алексеевны, построенных при Екатерине II на месте открытой террасы — «висячего» сада.
Интерьер Официантской оформлен стульями красного дерева, шведским комодом второй половины XVIII века и скульптурой М. -А. Колло «Голова девочки» 1769 года.
Малая Белая столовая в личных покоях Елизаветы, Екатерины II и Александра I. Её интерьер сформировался после пожара 1820 года.
В плафоне потолка установлена копия картины К. Ванлоо «Купание Венеры».
По соседству расположена Китайская гостиная Александра I.
Её интерьер выделяется шёлковой обивкой стен с росписью акварельными красками в китайской манере.
Буфетная, до 1761 года составлявшая часть Уборной на половине Елизаветы Петровны.
Кавалерская столовая — небольшой по площади зал, визуально увеличенный зеркалами и ложными зеркальными окнами.
На столах представлены предметы знаменитых «Орденских» сервизов, декорированные знаками и лентами российских орденов.
Белая Парадная столовая предназначалась для торжественных обедов и «вечерних кушаний» императрицы Елизаветы Петровны в узком кругу приближённых.
Зеленая Столбовая при Екатерине II служила буфетной, в которой хранились столовое серебро и фарфор. Здесь расположена одна из многоярусных изразцовых печей с кобальтовой росписью, колоннами и нишами. Подобные печи, созданные по эскизам Растрелли, были неотъемлемой частью всех залов парадной анфилады дворца.
В Портретном зале демонстрировались парадные изображения царственных особ. Ныне здесь кроме портретов можно увидеть одно из платьев императрицы.
Потолок зала украшен переданным из Юсуповского дворца живописным плафоном «Меркурий и Слава».
Первый в череде наиболее впечатляющих залов Царскосельского дворца — Картинный зал площадью 180 м².
Большой зал, или Светлая галерея — самое значительно парадное помещение дворца, созданное по проекту архитектора Ф. -Б. Растрелли в 1752—1756 годах.
Его площадь более 800 м².
Чередование больших окон с зеркалами зрительно расширяет границы зала.
Первоначальный живописный плафон был написан в 1752—1754 годах по эскизу венецианского художник Д. Валериани. Он состоял из трёх самостоятельных композиций, изображающих «Аллегорию России», «Аллегорию Мира» и «Аллегорию Победы».
В 1790-х годах из-за деформации перекрытий плафон Валериани убрали в дворцовые кладовые, а в 1856—1858 годах художники Ф. Вундерлих и Э. Франчуоли создали новую композицию «Аллегорическое изображение Науки, Искусства и Трудолюбия». Этот плафон погиб во время войны.
В 1950-х годах при реставрации Михайловского замка были обнаружены боковые части старого плафона, «Аллегория Мира» и «Аллегория Победы», считавшиеся утраченными. Было решено воссоздать плафон Валериани, вернув в Царское Село сохранившиеся композиции. Центральную часть восстановили по наброскам и описаниям, сделанным самим Валериани, а также по рисунку Штакеншнейдера 1857 года.
Янтарную комнату по праву называют одним из чудес света. Первоначально этот интерьер создавался для прусской королевы Мирии-Шарлотты, в 1716 году Фридрихом-Вильгельмом I был подарен Петру Первому, но только при Елизавете ему нашлось место в старом Зимнем дворце. При ней же драгоценные панели на руках (!) перенесли в Царское село.
Растрелли установил их в среднем ярусе стен, разделив пилястрами с зеркалами и украсил комнату золочёной резьбой. Там, где янтаря не хватало, фрагменты стен были затянуты холстом и расписаны «под янтарь» художником Бельским.
После захвата Пушкина немецкими войсками панели были вывезены командой «Кунсткомиссион» и до 1944 года выставлялись в Кенигсбергском замке. При отступлении немцев панели снова были разобраны, упакованы в ящики и вывезены в неизвестном направлении.