Малахитовая гостиная в Эрмитаже

I1.1f.jpg

Малахитовый зал Зимнего дворца, созданный архитектором А.П.Брюлловым в конце 1830-х гг., служил парадной гостиной императрицы Александры Федоровны, супруги Николая I.

Отделка зала уникальна: колонны, пилястры, детали каминов и декоративные вазы украшены малахитом в технике «русской мозаики».
Особенно нарядный вид интерьеру придает сочетание ярко-зеленого цвета камня с обильной позолотой и насыщенным малиновым тоном драпировок.

Одна из стен украшена аллегорическими фигурами олицетворяющими День, Ночь и Поэзию — кисти А.Виги.
Большая малахитовая ваза, стоящая под сенью, и мебель, выполненная П.Гамбсом по рисункам О.де Монферрана, были спасены во время пожара 1837 г. Они входили в убранство находившейся на этом месте до пожара Яшмовой приемной.
В Малахитовой гостиной с июня по октябрь 1917 г. проходили заседания Временного правительства.

Malachite_Room_in_Winter_Palace_2.JPG

11-MalachiteRoom.jpg

Николай I, ценивший архитектора О. Монферрана, поручил ему отделку своих покоев. После пожара 1837 года их восстанавливал архитектор А.П. Брюллов. Он отстроил половину аппартаментов императрицы Александры Федоровны, состоявших из 11 помещений.
Среди них было 6 парадных комнат: 3 гостиные (Малахитовая, Розовая и Малиновая) и три столовые (Арапская, Помпейская и Большая), а также личные комнаты — кабинет, спальни и т.д.

Из этих покоев только Малахитовый зал сохранил отделку, сделанную под руководством А. П. Брюллова. Гостиная до пожара была отделана по проекту О. Монферрана серо-фиолетовой яшмой. Во время пожара яшма превратилась в груду извести. Восстанавливая гостиную, А.П. Брюллов решил создать ее интерьер заново, используя в качестве основного отделочного материала вошедший в моду малахит. Зодчий поставил у продольных стен парные малахитовые колонны, а у поперечных — пилястры.

Их бронзовые базы и капители вызолочены и эффектно сочетаются с позолотой дверей и отделкой потолка. Вызолоченный орнамент потолка почти полностью поглотил его белый фон. Между пилястрами архитектор установил зеркала в золоченных деревянных рамах, под которыми поместил малахитовые камины.

Malachite_Room_in_Winter_Palace00.JPG

w189malahit_ceil2.jpg

Колонны, пилястры и камины были изготовлены на Петергофской гранитной фабрике из купленного у Демидовых малахита. Белизна стен из искусственного мрамора, блеск малахита и позолоты прекрасно сочетались с малиновым цветом оконных занавесей и тканью, которой была обита мебель. Такая атмосфера сказочной роскоши соответствовала моде 1839 г., когда восстановление зала было завершено. Зал украшают вазы, чаши, столы и другие изделия из малахита

91947-00.jpg

Колонны, пилястры и камины выполнены в трудоёмкой технике, которая получила название «русская мозаика»: тонкие пластины камня наклеивали на основу, линии стыков заполняли малахитовым порошком, затем поверхность шлифовали. Сочетание малахита с обильной позолотой свода, дверей, капителей колонн и пилястр вызывало восторг.

0_a302e_10cb5b35_XL.png

1272515.jpg

w189malahit_in3.jpg

Malachite_Room_in_Winter_Palace_4.JPG

w189malahit_candle1.jpg

w189malahit_table1.jpg

LKyc2ATG7TfU.jpg

w189malahit_cpbd1.jpg

LKyc2ATG7IH.jpg

1280px-MalachiteRoom.jpg

К. А. Ухтомский, 1865

Неподалеку от Малахитовой гостиной красуется еще один малахитовый шедевр— ротонда

Аванзал_orig.jpg

Эрмитаж. Малахитовая ротонда.Аванзал.

Желая добиться расположения Николая I, Демидов решил преподнести ему подарок. С этой целью он сделал исключительно дорогостоящий заказ на изготовление ротонды лучшим европейским мастерам, включая парижскую фирму П.Ф. Томира. Уральский магнат предполагал, что Николай I установит ротонду в качестве беседки в одном из своих дворцовых парков. Однако русский царь, узнав об этом намерении, заметил в узком кругу: "С чего он взял, что я войду в эту клетку?» (Николай I недолюбливал Демидова за спесь, мотовство и жестокость). Тем не менее император от подарка не отказался и принял ротонду как должное.

Стоимость ее по тем временам превышала два миллиона рублей. Вплоть до сего дня этот экспонат — один из самых дорогих в Эрмитаже.
Показанная на выставке в Париже ротонда вызвала всеобщее восхищение.

Вплоть до 1862 года ротонда хранилась на складе, а позже Александр I подарил «малахитовую сень» (как назвали этот шедевр) Свято-Троицкому собору Александрр-Невской лавры. Здесь она использовалась в качестве царского места. Во время богослужений император находился в ротонде под малиновым бархатным балдахином, украшенным двуглавым орлом. Через 90 лет (в 1952 году) советские власти передали ротонду Эрмитажу. (здесь)

Малахитовая гостиная в 3D

источник

Источник

Источник

Политика конфиденциальности

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять