Русский музей – крупнейший в мире музей русского искусства, уникальный архитектурно-художественный комплекс в историческом центре Санкт-Петербурга. Это первый в стране государственный музей русского изобразительного искусства.
1.
Решение о его основании было принято Александром III. Позднее, в 1895 г. Николай II подписал указ «Об учреждении особого установления под названием «Русского Музея Императора Александра III» и о представлении для сей цели приобретенного в казну Михайловского дворца со всеми принадлежащими к нему флигелями, службами и садом». В мае того же года началась перестройка дворцовых помещений для будущих музейных экспозиций (арх В.Свиньин).
2.
Торжественное открытие Русского музея для посетителей состоялось 19 (7) марта 1898г. Основой собрания Русского музея служили предметы и произведения искусства, переданные из Зимнего, Гатчинского и Александровского дворцов, из Эрмитажа и Академии художеств, а также коллекции частных собирателей, переданные музею в дар.
3.
Михайловский дворец является шедевром русской архитектуры первой трети XIX в. Его создателем был знаменитый архитектор К.И.Росси, с чьим именем связано формирование одной из центральных площадей Петербурга, торжественного и масштабного ансамбля периода расцвета ампирного стиля – площади Искусств. Центром ансамбля стал Михайловский дворец, построенный в 1825 г. для великого князя Михаила Павловича – сына императора Павла I.
4.
13 (25) апреля 1895 года был издан Именной высочайший указ императора Николая II «Об учреждении особого установления под названием „Русский музей императора Александра III“ и о представлении для сей цели приобретённого в казну Михайловского дворца со всеми принадлежащими к нему флигелями, службами и садом». Положение о музее было утверждено указом Николая II от 14 (26) февраля 1897 года[2]. В положении были представлены следующие условия, подчеркивающие особый статус музея.
5.
Коллекция берет своё начало с произведений, поступивших к 1898 году из Академии Художеств (122 картины), Эрмитажа (80 картин), Зимнего дворца, пригородных дворцов — Гатчинского и Александровского (95 картин), а также приобретённых в частных коллекциях. В частности, крупная коллекция портретной живописи (несколько десятков картин) поступила от наследников князя А. Б. Лобанова-Ростовского, коллекция рисунков и акварелей — от княгини М. К. Тенишевой и других.
6.
К открытию Русского музея в собрании имелось 445 картин, 111 скульптур, 981 графический лист (рисунки, гравюры и акварели), а также около 5000 памятников старины (иконы и изделия древнерусского декоративно-прикладного искусства).
7.
Санкт-Петербург, Императорские стекольный и фарфоровый заводы.
8.
Цветной и бесцветный хрусталь, фарфор, роспись надглазурная, золоченая бронза. Для изготовления вазы был использован эскиз 1827 года архитектора И. Гальдберга. Фарфоровые медальоны на тему Отечественной войны 1812 года.
9.
Последний день Помпе́и — картина Карла Павловича Брюллова, написанная в 1830—1833 годах. Брюллов посетил Помпеи в 1828 году, сделав много набросков для будущей картины про известное извержение вулкана Везувий в 79 году н. э. и разрушение этого города. Полотно выставлялось в Риме, где получило восторженные отклики критиков, и переправлено в парижский Лувр.
10.
Эта работа стала первой картиной художника, вызвавшей такой интерес за рубежом. Вальтер Скотт назвал картину «необычной, эпической». Классическая тема, благодаря художественному видению Брюллова и обильной игре светотени, вылилась в работу, на несколько шагов вперёд отстоящую от неоклассического стиля.
«Последний день Помпеи» отлично характеризует классицизм в русской живописи, смешивающийся с идеализмом, повышенным интересом к пленэру и страстной любовью того времени к подобным историческим сюжетам. Изображение художника в левом углу картины является автопортретом автора.
На полотне также трижды изображена графиня Юлия Павловна Самойлова — женщина с кувшином на голове, стоящая на возвышении в левой части полотна; разбившаяся насмерть женщина, распростёртая на мостовой, и рядом с ней живой ребёнок (обоих, предположительно, выбросило из сломавшейся колесницы) — в центре полотна; и мать, привлекающая к себе дочерей, в левом углу картины.
В 1834 г. картина «Последний день Помпеи» была отправлена в Петербург. Александр Иванович Тургенев говорил, что эта картина составила славу России и Италии. Е. А. Баратынский сочинил по этому случаю знаменитый афоризм: «Последний день Помпеи стал для русской кисти первым днём!». Стихотворением откликнулся и А. С. Пушкин: «Кумиры падают! Народ, гонимый страхом…» (эту строку запрещала цензура).
В России полотно Брюллова воспринималось не компромиссным, а исключительно новаторским произведением. Николай I удостоил художника личной аудиенцией и наградил Карла лавровым венком, после этого художника называли «Карлом Великим». Анатолий Демидов подарил картину Николаю I, который выставил её в Академии художеств как руководство для начинающих живописцев. После открытия Русского музея в 1895 году полотно переехало туда, и к нему получила доступ широкая публика.
12.
Гальберг Самуил (Фридрих) Иванович. «Начало музыки». Прожив одиннадцать лет в Риме, скульптор исполнил там целую серию статуй на темы античной мифологии, в работе над которыми окончательно сложился его творческий метод. Статуя «Начало музыки» («Фавн, прислушивающийся к звуку ветра в тростнике») вполне отражает внутренний мир художника, творчество которого носит подчеркнуто камерный характер.
Существенная особенность скульптуры Гальберга — свойственное ему мастерство в передаче внутреннего состояния действующих персонажей. Тема решена в почти жанровом плане. Фавн, представленный в образе прекрасного обнаженного юноши, прислушивается к ветру, колеблющему тростник, и в сознании фантастического лесного существа возникает первая на земле музыкальная мелодия. Скульптор придал лицу фава выражение вдохновения и акцентировал в его позе страстную эмоциональную напряженность.
13.
Пименов Николай Степанович «Парень, играющий в бабки». Игра в бабки была широко распространена на Руси, особенно в деревне. Есть сведения, что она была распространена уже в VI-VIII веках. Для игры использовались бабки — специальным образом обработанные кости нижних суставов , чаще всего коровьи. У каждого игрока были свои кости и бита (литок или свинчатка — большая кость, залитая свинцом). Бабки выстраивали гнездами по две или более и били по опреджеленным правилам, в зависимости от того, какой вариант игры выбраны плоцка, жог, кон за кон.
Пименов изображает девевенского парня за этой игрой. В 30-40-е годы XIX века в строгую систему академических жанров проникает новая тематика. Конкурсные программы на золотую медаль становятся разнообразней, мифологические и религиозные темы уступают место сюжетам, взятым непосредственно из жизни. Взятые из народной жизни бытвой сюжет переработан по академической программе. Произведение создано по академической программе. В 1838 году статуи были отлиты из чугуна и установлены в Царском Селе перед Александровским дворцом.
14.
Торжественный бюст Петра, сделанный наподобие бюстов римских императоров, был исполнен в процессе работы над памятником императору, для создания которого Растрелли был приглашен в Россию. Динамическая барочная композиция бюста исполнена с подчеркнутой пространственностью, со светотеневыми контрастами пластических масс. Фигура полна напряженного динамизма, все в ней подчеркивает неукротимую энергию необыкновенного человека.
На груди и латах императора многочисленные барельефы. Один из них изображает Петра-скульптора, высекающего статую — символ новой России. Сцены битв, говорящие об энергичной внешней политике, неспокойные, взметнувшиеся вверх драпировки — все это глубоко связано с основной идеей произведения дать исторически-правдивый образ преобразователя России. Бюст Петра I — вариант находящегося в Государственном Эрмитаже бронзового оригинала 1723—1729 года, исполненного Б. -К. Растрелли.
15.
Полтавская баталия. Шпалера. 1764. Петербургская шпалерная мануфактура. Повторение шпалеры 1722 года, находящейся в Эрмитаже. Русский музей, Санкт-Петербург Полководец – царь – изображён в центре крупным планом на фоне битвы. Красная лошадь почти соответствует своей мастью той самой лошади царя, его любимой Лизетте, на которой он воевал в Полтавской битве.
16.
Как мы помним, картон для шпалеры на эту тему написал Каравак по заказу Петра I. В то время художники работали над картинами с изображением Полтавской битвы к её десятилетней годовщине, отмечавшейся в 1719 году, и Каравак был в их числе. В соответствии с условиями искусства того времени он положил в основу картины традиционную композицию. Для ткачества использовались шерстяные нити, искусственные волокна, пенька и морская трава.
17.
Работа была очень кропотливая – один квадратный метр шпалеры ткали четыре ткача в течение месяца.
18.
Картина А. Лосенко «Владимир и Рогнеда» (1770г.)
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
Автор Л. Азарова. Отдел народного творчества.
31.
Отдел народного творчества.
32.
Автор Ю. Петлина. Отдел народного творчества.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
«Фрина на празднике Посейдона в Элевзине» — гигантская по размерам картина польского и русского художника-академиста Генриха Семирадского (1843—1902), завершённая в 1889 году. Она является частью собрания Государственного Русского музея. Сюжет картины основан на сказании о древнегреческой гетере Фрине, жившей в IV веке до нашей эры.
Поверив в божественность своей красоты, Фрина решила бросить вызов богине красоты и любви Афродите: во время праздника Посейдона, проходившего в Элевзине, она сбросила свою одежду и на глазах у всех спустилась к морю. Элевзин (Элевсин) — небольшой древний город, находившийся в 22 км к западу от Афин и связанный с ними священной дорогой. Современный город, расположенный рядом с ним, называется Элефсис.
Иногда в названии картины употребляется другая транскрипция названия города — Элевсин. Также встречается более короткий вариант названия — «Фрина на празднике Посейдона». Работа над полотном была завершена в начале 1889 года, и оно было представлено публике на персональной выставке Семирадского, которая проходила в рафаэлевском зале Академии художеств в Санкт-Петербурге. Прямо с выставки картина была приобретена императором Александром III. Она находилась в Русском отделе Эрмитажа, а в 1897 году была передана в собрание Русского музея.
40.
Никифор Георгиев, 1733 г.
41.
Иван Марков. 1701 г., Вологда.
42.
Середина XVI в. Новгород.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
Фото mashagulena ,Фото Любавинка , Фото mv12345
Госуда́рственный Ру́сский музе́й (до 1917 года «Ру́сский Музе́й Импера́тора Алекса́ндра III») — крупнейший музей русского искусства в мире. Находится в центральной части Санкт-Петербурга.
Современный Русский музей представляет собой сложный музейный комплекс. Основная экспозиционная часть музея занимает пять зданий: Михайловский дворец (главное здание музея) с выставочным корпусом Бенуа, Михайловский (Инженерный) замок, Мраморный дворец, Строгановский дворец и Летний дворец Петра I. В состав музея входят также Михайловский сад, Летний сад, сад Михайловского (Инженерного) замка и Домик Петра I на Петровской набережной и ряд других зданий.
Директор музея — Владимир Александрович Гусев. На 1 января 2015 года собрание Русского музея составило 410 945 единиц хранения. В это число входят произведения живописи, графики, скульптуры, нумизматики, декоративно-прикладного и народного искусства, а также архивные материалы.