Таится странное очарованье в их музыке... | Из истории музыкальной шкатулки

Есть вещи, которые свидетельствуют о настоящей роскоши и утонченном вкусе. Они
настолько самодостаточны, что могут быть истинным украшением любого интерьера. И
человек, входящий в дом, безусловно, обратит на них внимание – потому что не
сделать этого просто невозможно, музыкальные шкатулки почему-то вызывают стойкую
ассоциацию со старинным домом, подарком от бабушки или сказкой.

Люблю наивно с музыкой шкатулки.
Их нежных песенок хрусталь;
Как светлые осенние прогулки,
Они баюкают печаль.

В их музыке, как бисер рассыпаясь,
Звенит надломленная грусть, —
Люблю я слушать их, позабываясь,
Хотя все знаю наизусть.

Таится странное очарованье
В их музыке: все об одном
Звенит тоска, поют воспоминанья,
Переливаясь серебром.

Былых надежд и лиц мелькают тени,
Сквозь лепет зазвеневших грез.
Так сладостна их нежность повторений
И горечь закипевших слез...

(Николай Ашукин )

Быть может, потому, что многие сказки повествуют о магических свойствах шкатулки. Это
изделие и вправду обладает каким-то уникальным духом.

"И колокольчики, и молоточки, и валик, и колёса…»- так прекрасно описал В.Одоевский принцип работы музыкальной шкатулки в своём «Городке в табакерке».

Музыкальные шкатулки были очень распространены в XVIII- начале XIX века: от простых
музыкальных безделушек до сложных механизмов (механическое пианино, к примеру).
Коллекция Эрмитажа насчитывает около 50 музыкальных механизмов.

История музыкальных шкатулок начинается в 1796 году. Именно тогда один часовщик из
Женевы Антуан Фавр изготовил первый музыкальный механизм. Сначала такие простые
механизмы встраивали во флаконы для духов и часы.

Но спустя пару десятилетий была изобретена первая музыкальная «гребёнка». Специальный привод смещает музыкальный цилиндр, сцепляя с рядами «гребёнки» другие ряды штырьков,
воспроизводящих мелодию.

Когда вся мелодия сыграна, цилиндр перемещается в своё первоначальное положение. Такой механизм музыкальной шкатулки может воспроизводить несколько мелодий. Время звучания может достигать минуты. Чтобы быть узнанным, музыкальный отрывок должен представлять наиболее характерную часть произведения. Какое чудо! Сделал несколько оборотов, и шкатулка
запела!

Каких только не придумывали музыкальных шкатулок:шкатулки с поющими птичками, с
танцующими фигурками, с вращающимися картинками и т.д.

Интересно, что материал, из которого будет изготовлена «одежда» для шкатулочки не так
просто подобрать. Материал корпуса обязательно должен быть тонким, обеспечивать
вибрацию и в тоже время прочным и устойчивым, чтобы удерживать шкатулку с
музыкальным механизмом.

Это были изделия из ценных пород древесины и, практически всегда представляли собой
произведения искусства.

Источник

Политика конфиденциальности

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять