История изготовления ювелирных изделий в Индии уходит корнями в глубокую древность. О драгоценностях необыкновенной красоты и ценности, украшавших тела великих героев прошлого, повествуют нам многочисленные письменные источники.
Это и сказание «Махабхарата», и эпос «Рамаяна», пуранические тексты и многое другое. Согласно же археологическим данным, уже в III тысячелетии до н.э. на территории Индии ювелирное ремесло процветало, а местные зодчие обладали несравненным уровнем мастерства.
С незапамятных времен Индия славится своими драгоценными камнями, жемчугом, кораллами украшениями из золота, серебра и других металлов, отчего всегда манила в свои края богатых иноземных купцов. Для здешних властителей драгоценности всегда являлись, прежде всего, элементами красоты, констатации власти, социального статуса и лишь после всего перечисленного — демонстрацией личного богатства.
При раскопках в центрах цивилизации долины Инда (3300—1300 гг. до н. э.), а именно в Мохенджо-Даро, Хараппе и Лотхале были найдены многочисленные артефакты. Это дает основание утверждать, что жители древних городов, как женщины, так и мужчины носили различные украшения. Бусы, ожерелья, браслеты и кольца, найденные в этих городах, были сделаны из меди, золота, серебра, кости, полудрагоценного и драгоценного камня, ракушек, а также керамики.
Украшения цивилизации долины Инда
Украшения более позднего периода, в частности времён господства царства Гандхара, демонстрируют сильное эллинистическое влияние, оказанное греками, появившимися в этих местах после вторжения армии Александра Македонского.
украшения царства Гандхара
Однако во времена правления империи Шунга (II – I вв. до н.э) искусство изготовления украшений претерпело значительные изменения. С ростом благосостояния украшения перестали быть роскошью, доступной лишь для избранных. Изменился и подход к искусству. Украшения лишились эксклюзивности, приобретя изысканность. Стали чаще использоваться драгоценные камни, такие как рубины, сапфиры, агаты, а также кораллы. Повсеместно использовался жемчуг и бисер.
Украшение Шунга периода
Прекрасным примером древнего ювелирного искусства являются серьги из золота эпохи правления Сатаваханов (I в. до н.э. Андхра-Прадеш). Изысканный стиль украшений восхищает красотой и тонкостью выполненной работы.
Царские серьги эпохи правления Сатаваханов
Но с приходом моголов снова меняется вся концепция и дизайн ювелирных украшений. За время существования Могольской Империи ювелирное искусство достигло новых вершин развития, чему способствовали мастерские, созданные при дворе Акбара Великого. Во времена могольского правления в украшениях становится заметен изысканный и утонченный иранский стиль.
Нельзя не отметить, что особое влияние на дизайн ювелирных изделий оказали также раджпутские мастера (Раджастан), работавшие под покровительством могольского двора. Главным центром производства роскошных украшений в Раджастане и по сей день является Джайпур.
Кольцо эпохи правления Моголов
Могольские украшения
Колье могольского периода
Украшение для тюрбанов
Украшение для тюрбанов
В период правления Могольской Империи возрождается древнейшая техника создания ювелирных изделий, называемая кундан (kundan). Кундан – это способ крепления драгоценных камней в каркасе из чистого золота 24 карат(4,8 грамма). Драгоценные камни словно впечатывают в каркас изделия так, что с обратной стороны получается имитация лицевой, но с гладкой поверхностью из золота.
Обычно оборотную сторону изделия расписывают в технике минакари. Обладать такими роскошными украшениями могли лишь представители царской семьи, поскольку их создавали только для элиты. Однако с течением времени украшения в технике кундан распространились по всей стране. Поскольку основным центром производства кундан является Джайпур и Биканер (Раджастан), существуют и другие названия изделий, выполненных в этой техники – джайпури (jaipuri), биканери (bikaneri), а также раджастани (rajasthani) .
В Гуджарате эту технику называют джаду (jadau) или джадтар (jadtar). Украшения кундан завораживают красотой, роскошью и уникальными формами.
Кундан
Кундан (оборотная сторона украшений)
Кундан
Самыми популярными в Индии украшениями являются наваратны. Наваратна (navaratna) в переводе с санскрита означает «девять драгоценностей» или если быть более точным «девять самоцветов».
Наваратна
Раджастан
Главным центром производства ювелирных украшений в современной Индии является Раджастан, а именно Джайпур. Не случайно каждый год здесь проводится Международная выставка драгоценных камней и ювелирных украшений (Jaipur Jewellery Show). Здесь, в Раджастане, развилось искусство украшения ювелирных изделий эмалью — минакари (meenakari).
Родиной этого искусства принято считать Персию, откуда во времена правления Великих Моголов оно было привнесено в Индию. Техника нанесения эмали бывает различная. В классическом варианте на поверхность изделия наносится гравировка, которая затем заполняется эмалью.
В других случаях берутся уже отлитые из металла заготовки, углубления которых наполняют эмалью. В некоторых вариантах эмаль наноситься исключительно на стекло. Процесс нанесения эмали проходит в несколько этапов. Вначале изделие покрывают глазурью и обжигают при температуре 750 °C, затем наносят отдельно каждый цвет эмали, чередуя этот процесс с обжигом. В завершении изделие полируют. Техникой минакари расписывают, как правило, золотые изделия.
Минакари
Раджастанцы обожают яркие цвета и множество различных по форме и назначению украшений, которые дополняют их традиционные костюмы. Местные жители, как женщины, так и мужчины носят серьги, ожерелья, амулеты, браслеты и кольца.
Раджастанские ювелиры мастерят различного вида украшения — от грубоватых племенных, до изящных, покрытых цветной эмалью, а также современных ювелирных изделий, инкрустированных драгоценными камнями. Обладателями серебряных изделий чаще являются сельские жители, поскольку невысокая цена этого металла делает его более доступным.
Этнические серебряные украшения Раджастана пользуются спросом не только за пределами штата, но и страны. Упор в создании этнических ювелирных украшений делается не на красоту и изящество, а на массивность и тяжесть. Такие украшение широко распространены среди банджаров — местной этнической группы (цыган,) для которых главное не красота, а вес изделия.
Гуджарат
В древние времена Гуджарат являлся «морскими воротами» или, выражаясь современным языком, главным портовым и торговым центром всей северной Индии. Удачное географическое расположение (большая часть территории штата омывается водами Индийского океана), близость к устью реки Инд (Синдху) способствовали развитию торговли и ремёсел в этом регионе Индостана. Гуджарат знаменит своими искусными мастерами и, безусловно, создаваемыми ими прекрасными украшениями.
Во времена правления Великих Моголов изо всех уголков Индии купцами свозились сюда самые различные товары, включая украшения из золота, серебра, драгоценных камней, кости, жемчуга и кораллов. Здесь же были созданы центры, где ювелирного дела мастера творили шедевры из благородных металлов и драгоценных камней. В таких городах, как Ахмадабад, Сурат, а также в округах Бхавнагар, Кач и Навсари и по сей день кипит производство ювелирных изделий.
Махараштра
Говоря о штате Махараштра нужно отметить, что здесь предпочтение отдают золоту, нежели серебру. Местные мастера придерживаются стародавних традиций изготовления драгоценностей. Поэтому украшения Махараштры высоко ценятся за неутраченный стиль, некогда присущий династии Маратха.
С давних пор центром производства ювелирных изделий из золота и серебра считается Колхапур, где также мастерят знаменитые по всей Махараштре ожерелья, называемые колхапур-саадж, которые носят большинство женщин штата.
Но одним из крупнейших поставщиков ювелирных изделий на рынок Махараштры и за ее пределы на сегодняшний день является город Джалгаон. Сам город славится превосходным качеством золота, за что и получил свое второе название — «Золотой город».
Колхапур-саадж
Орисса
Филигранными изделиями из серебра, изготовленными в оригинальном стиле, прославились ремесленники из Ориссы. Этот вид старинного искусства, которому более 500 лет, называется таракаши (tarakasi). Считается, что оно было завезено на восточное побережье Индии из Индонезии, благодаря торговым контактам. Основным центром производства таракаши, как и много лет назад, является Каттак.
С применением этой техники изготавливаются различные сувениры, браслеты, ожерелья, серьги, ларцы, а также множество безделушек. Местные ювелирные лавки предлагают широкий ассортимент украшений, способный пополнить коллекции даже самых избирательных и капризных модниц. Эти изящные украшения по красоте своей сравнимые разве что с тончайшими кружевами, сплетенными искусными рукодельницами, привлекают множество иностранных покупателей.
Таракаши
Западная Бенгалия
На территории Западной Бенгалии украшения делают из различных материалов: золота, серебра, меди, бронзы, драгоценных камней. Здесь, как и в Ориссе, также распространена техника таракаши, однако посещающие эти места приезжие и туристы отдают предпочтение бронзовым украшениям, сработанным в местном этническом стиле, называемом дхокра (dhokra).
Дхокра
Кашмир
Северная Индия, а именно Джамму и Кашмир, славится украшениями из золота и серебра, инкрустированными драгоценными камнями. За тысячи лет непрерывного развития ювелирное искусство Кашмира достигло наивысшего совершенства. Кашмирские изделия отличаются особым изыском уникальностью и разнообразием.
Ювелиры Кашмира своей работой охватывают различные направления, используя последние тенденции моды и достижения технического прогресса. Кашмир славится на весь мир своими бесценными глубоко синими сапфирами, каких больше не встречается ни в одной точке Земли. Здешние драгоценные небесно-синие камни ценятся намного выше чем добываемые в Бирме, Восточной Африке, на Шри Ланке и в Тайланде.
Безупречный цвет кристаллов завораживает. Однако в наши дни это большая редкость, поскольку добыча сапфиров в этих местах не ведется с первой половины XX века, а работы по поиску и разработке новых месторождений приостановлены из-за нестихающих вооруженных конфликтов в этом регионе. Сегодня кашмирские сапфиры находятся в частных коллекциях и оцениваются в миллионы долларов США.
Небольшие группы местных жителей все же ведут кустарную добычу сапфиров в очень малых количествах, не позволяющих насытить огромный спрос.
Центром производства современных ювелирных украшений в Кашмире является город Шринагар.
Кашмирский сапфир
Кашмирские серебряные украшения
Традиционное кашмирское украшение
Для территории Ладакха, где проживают тибетцы, характерен весьма самобытный стиль украшений. Массивные полудрагоценные и драгоценные камни в сочетании с серебром, а также жемчуг, кораллы и ракушки высоко ценятся в здешних местах.
Ладакхское ожерелье
Химачал-Прадеш
Рынок ювелирных изделий в Химачал-Прадеше всегда переполнен лавками, торгующими амулетами, подвесками, ожерельями, цепочками, браслетами, серьгами и кольцами. Серебро здесь превалирует над золотом, а разнообразие ювелирных изделий вводит в замешательство искушенных ценителей этнических украшений.
Ювелиры из Кангры, Чамбы, Манди и Куллу всегда славились мастерством изготовления эмалированных изделий. Для Химачала в искусстве нанесения эмали характерно использование насыщенных синих и зеленых цветовых тонов. Местные ювелирные салоны предлагают изумительной красоты украшения, множество из которых ручной работы.
Мадхья-Прадеш
Традиционные украшения Мадхья-Прадеша отличаются высокохудожественным стилем. Местные мастера работают с золотом, серебром, бронзой и другими сплавами. Крупными центрами изготовления ювелирных изделий являются Тикамгарх, Джхабуа, Шеопур Калан. Народные умельцы из местных племен мастерят причудливые украшения из металла, бисера, ракушек, жемчуга, дерева, монет и павлиньих перьев. Сельские жители обожают украшать себя всевозможными бусами, браслетами, кольцами и т.д.
Ювелиры южных штатов, в частности Карнатаки, Кералы, Тамил-Наду и Андхра-Прадеша изготавливают украшения преимущественно из золота, инкрустируя драгоценными и полудрагоценными камнями или расписывая его техникой минакари. Кроме золота местные мастера работают также с латунью, медью и серебром. Традиционные южноиндийские украшения поражают роскошным и смелым дизайном.
Традиционное ожерелье Карнатаки
традиционные украшения Кералы
Керальские золотые браслеты
Керальское золотое колье
Керальское золотое колье
Тамильское колье
Золотой комплект (Андхра-Прадеш)
Украшения Андхра-Прадеша
В наши дни в Индии популярны украшения различных стилей. Сделанные под старину, выполненные в этническом стиле, а также исполненные в современном, классическом, либо ультрамодном дизайне ювелирные изделия привлекают своих покупателей из разных уголков мира.
Современные производители украшений не ограничиваются только металлом, а используют все материалы от пластика, стекла, дерева, терракоты, драгоценных камней до ткани и даже бумаги.
Того, кто впервые оказался на рынке или в современном салоне ювелирных украшений, будет изумлён и шокирован пестротой и разнообразием предлагаемых предметов красоты. Оставшегося один на один с огромнейшим выбором такое разнообразие может привести к отчаянию и растерянности от непонимания того, на чём следует акцентировать свой взор. А бывает наоборот, азарт поглощает вас целиком. Поэтому, будучи в Индии, следует поддерживать сдержанный подход к покупкам.
Ювелирные изделия Индии завораживающие и неповторимые. Пройдя сквозь века, отражая внутренний мир жителей Индостана, они остаются самым большим соблазном и загадкой для искушенных ценителей и простых модниц всего мира. Любовь индийцев к роскоши и эффектности объясняет их сильное пристрастие к драгоценностям.
Неповторимость и изящество характеризуют индийские ювелирные изделия из золота. На сегодняшний день Индия является одним из самых крупных потребителей золота в мире. Ежегодно страна импортирует около 1000 тонн золота в год.
Индия также крупнейший производитель и экспортер ювелирных изделий во многие страны мира. Золотые украшения инкрустируют драгоценными камнями, либо раскрашивают цветной эмалью минакари. Кольца, серьги, браслеты, ожерелья, цепочки, броши, кулоны и амулеты, изготовленные индийскими мастерами-ювелирами, — все это вы можете найти в индийских ювелирных магазинах, а также в престижных салонах всего мира.
Автор статьи: участник проекта Бхаратия.ру Ишвари Абани